На главную       О Ресурсном центре       Анонсы       События       Публикации       Архив документов       Контактная информация
События

«От кружки до дымковской игрушки»

Выставка керамики «От кружки до дымковской игрушки» была развернута 20 февраля в Доме правительства Ленинградской области (Суворовский пр., 67) во время объединенного расширенного заседания коллегии четырех комитетов: по молодежной политике, по печати, по внешним связям, по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям и ГКУ ЛО «Государственный экспертный институт регионального законодательства».
На выставке были представлены предметы из фондов интерактивных музеев русской, белорусской и украинской культуры Дома дружбы Ленинградской области и работы мастеров межрегиональной общественной организации самозанятых универсальных ремесленников «Академия мастеров».
Мастер Александр Гордиенко представил свои керамические изделия, выполненные в Ломоносовском районе, а также провел для желающих мастер-класс по гончарному искусству.
Украшением выставки стали вышитые полотенца и коллекция национальных костюмов, в том числе мастеров Натальи Ашихминой и Татьяны Каменевой.
Справка. Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировская область). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
***
Керамический и другие художественные промыслы известны в Белоруссии уже с XIV века (в частности, большое развитие получила Оршанская мастерская, где изготовляли превосходные печные плиты в голубой, синей, желтой, коричневой гамме цветов с милым голубым васильком). Современные художественные традиции народного искусства можно вести от XVII века. Многие белорусские мастера работали в Серебряной палате Московского Кремля. Особенного размаха достигла деятельность белорусов по украшению общественных зданий в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Они украшали Коломенский дворец, церкви красочными поливными изразцами, в которых преобладали золотисто-желтые и зеленые краски.
На западе Белоруссии, в Брестской области, издавна делали черную задымленную керамику. Изготовляемые сегодня глиняные сосуды со скромной, неяркой орнаментацией донесли до нашего времени древние прекрасные национальные традиции гончарства.
***
Особым спросом, и не только на Украине, пользовалась расписная посуда из Опошни — небольшого городка на Полтавщине. За нее платили вдвое, а то и втрое дороже, чем за любую другую. Изделия опошнянских мастеров можно было встретить в самых отдаленных южных губерниях России, куда их доставляли в обмен на соль и рыбу и где Опошню именовали «столицей украинского гончарства».
Время внесло немалые изменения в древнее ремесло. Начали использоваться современные механизмы, иными стали конструкции обжиговых печей, усовершенствован гончарный круг. Но наиболее важные процессы — формовка, лепка и роспись изделий — и сегодня выполняются вручную. Мастера не делают предварительных набросков, а прямо в материале осуществляют свои замыслы. И среди множества похожих изделий невозможно найти два одинаковых.
Все украинские мастера используют для росписи цветные глины-ангобы. Но способы нанесения рисунка в каждом центре свои. В Опошне отформированные на круге и слегка подсушенные изделия обливают жидкой глиной — красной, коричневой или белой, которая создает равномерный фон.
Расписывая миски, используют оригинальную технику росписи — «фляндровку». Окунув изделие в красную глину, его помещают на вращающийся круг и, немедля ни секунды, приступают к росписи. Нанесенные на поверхность линии, концентрические полосы, штрихи, точки «растягиваются» в разные стороны медным крючком. Краска тончайшими линиями входит одна в другую, создавая причудливые узоры. «Фляндровка» требует быстрого нанесения рисунка и не терпит каких-либо поправок.
Яндекс.Метрика
© 2017 — 2020 «Ресурсный Центр Северо-Западного федерального округа». Официальный сайт
Вход для редактора