19 ноября 2017 года в Тарасовском Доме культуры (Тосненский район, д. Тарасово) состоялся фестиваль восточной музыки и поэзии «Дастан-2017».
Фестиваль проводился в рамках проекта «Язык – средство общения». Главная его задача: познакомить жителей Тосненского района с традиционной музыкальной культурой и литературой народов Кавказа, Средней Азии, Китая, Кореи, представители которых живут в Ленинградской области.
В фойе Дома культуры было организовано несколько тематических выставок: выставка книг из фондов Ленинградской областной универсальной научной библиотеки, выставка кукол в костюмах народов Ленинградской области из коллекции Дома дружбы «140 +1 кукла», выставка народных музыкальных инструментов и выставка картин художников, участников проекта «Этновзгляд».
В концертной программе фестиваля приняли участие представители восьми национально-культурных объединений Ленинградской области: азербайджанского, корейского, казахского, узбекского, татарского, русского, киргизского, башкирского. Прозвучали стихи классиков национальной литературы на русском, татарском и казахском языках (Расула Гамзатова, Габдуллы Тукая, Мукагали Макатаева); были исполнены песни на киргизском, корейском, башкирском и татарском языках.
Особую признательность зрителей завоевал студент третьего курса театрального университета Харатай Таскараков, который под аккомпанемент традиционного хакасского национального музыкального инструмента чатхана исполнил одно из произведений любимого песенного жанра хакасского фольклора с использованием элементов горлового пения, имитирующего звуки природы.
Завершился концерт выступлением ансамбля азербайджанского танца, под зажигательную мелодию в пляс пустились даже зрители.
Всем участникам фестиваля были вручены грамоты, а зрители поблагодарили артистов щедрыми и дружными аплодисментами. Фестиваль еще раз доказал, что культура является тем инструментом, который сближает народы, независимо от их происхождения и вероисповедания, а взаимодействие культур и творческий диалог народов поддерживает стабильность в развитии межнациональных отношений, способствует сохранению мира и взаимоуважения.
Справка. Фестиваль восточной музыки и поэзии «Дастан-2017» организовал и провел Дом дружбы Ленинградской области при поддержке национально-культурных общественных организаций региона, молодежного совета по межнациональным отношениям Дома дружбы и руководства Тарасовского Дома культуры.
***
Чатхан — самый распространенный музыкальный инструмент хакасов. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок. По легендам, в древние времена волшебным чатханом владели семь безглазых великанов (сыгыр), его выкрал у них смышленый мальчуган — так чатхан попал к хакасскому народу. Чатхан наиболее любимый музыкальный инструмент в народе. Он играет важную роль в духовной жизни хакасов.
***
Темир ооз комуз — язычковый металлический варган — киргизский народный язычковый музыкальный инструмент (другое название у разных народов мира: хомуз, комуз, варган, кубыз). Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве) — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим.
На варгане обычно исполняют традиционные национальные наигрыши, лирические и несложные танцевальные мелодии. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.